В 173 км к северу от Агадира на побережье расположен красивейший крепость-порт Эссуэйра, в 60-70 г.г. нашего века прославившийся как место паломничества богемы и хиппи со всего мира.

Эссуэйра

Белоснежные оштукатуренные дома и закутанные в объемные коконы (такое одеяние называется хаик) женщины - зрелище типично марокканское. Эссуэйра, в прошлом Могадор, настоящий марокканский город, расположившийся на полоске приатлантичеекого берега, где круглый год дуют ветры, но город славится мягким климатом. Пляжи идеально подходят для виндсёрфинга, но Эссуэйра счастливо убереглась от массового туризма. В 1970-х гг. город наводняли хиппи, но и теперь его по-прежнему очень любят художники, и он в большой моде у путешествующих самостоятельно туристов.

Город.

У финикийцев в 7 в. до н.э. на том месте, где теперь стоит Эссуэйра, было что-то вроде торговой фактории, а в 1 в. до н.э. Юба II превратил селение в центр производства пурпурной краски. В 15 в. закрепившиеся здесь португальцы дали городку имя Могадор и использовали его как для военной защиты своих интересов, так и для торговли с центром материка. Но настоящий город построил лишь около 1760 г. алауитский султан Сиди Мухаммед бен Аб-далла (Мухаммед II), решивший основать здесь военно-морскую базу. Город, гавань и укрепления в европейском стиле спроектировал и построил прославленный французский архитектор Теодор Корню, мною трудившийся для Людовика XV.

Крепостные стены.

Внешние стены со скошенными зубцами, защищавшие город от нападения с моря, не отличаются от похожих - и по задачам тоже - европейских укреплений. Но внутренние стены с зубцами квадратного сечения напоминают скорее укрепления вокруг Марракеша и выдержаны в исламских традициях. Та сторона каменных стен, что обращена к суше, покрыта грубой штукатуркой. В стенах пробиты ворота: Баб Себаа - с юга, Ваб Марракеш - на востоке и, выходящие в медину, Ваб Дук-кала - на северо-востоке.

Бастионы скала.

Обороне служили и два морских бастиона (скала): юродской (Sqala de la Ville) - на северо-востоке, и Портовый (Sqala du Port) - на юге.
Первый из них объединяет площадку с зубцами и рядом испанских пушек на ней с, прикрывающим ее с севера, Северным бастионом. Теодор Корню построил это укрепление на месте португальской Каштеллу Реаль («Королевской крепости»), сооруженной около 1505 г. С эспланады (в 1949 г. Орсон Уэллс снял здесь ряд сцен для фильма Отелло») открывается вид на океан и Пурпурные острова.

Порт.

Морские ворота (Porte de la Marine), за которыми начинаются доки, увенчаны треугольным фронтоном. Четырехгранный бастион Скала дю Пop возвышается за зубчатыми стенами.
С 18 в. 40% оборота торговли на Атлантическом побережье проходило через Эссуэйру, которую называли тогда портом Тимбукту, откуда приходили караваны из Черной Африки, доставлявшие в Эссуэйру товары для Европы. Некогда город считался одним из крупнейших в Марокко портов, связанных с ловом и переработкой сардин, но теперь этим живет всего 500-600 семейств. Сохранилась традиционная судоверфь, где, как встарь, мастерят деревянные лодки и баркасы. Посетите рыбный аукцион и попробуйте поджаренные на гриле сардины.

Медина.

Облик Эссуэйры для старого марокканского города не обычен, потому что сначала был разработан городской план, а уж потом началось строительство. Творцом плана был французский архитектор Корню, построивший в 1760-1764 бастионы Скала де ла Вилль, и Скала дю Пор с укреплениями и батареями орудий, а также с внутренними и внешними стенами.
Но, как и в других городах Марокко, здешняя медина представляет собой хитросплетение узких и кривых улочек, тогда как в самом городе все улицы широкие, пересекающиеся под прямыми углами и перемежающиеся крытыми проходами (пассажами). Так, огромный рынок Сук Джадид делят на части две главные городские артерии; здесь ежедневно торгуют рыбой и приправами, а также подержанными вещами и предметами для коллекционеров - они называются джутия.

Работа с древесиной туи.

В окрестностях Агадира и близ Эссуэйры растет туя, это дерево -источник процветания многих жителей. Плотная древесина туи приятно пахнет и очень ценится, потому и работу идет все дерево: сравнительно неяркий на срезе ствол; из пней и обрубков мастерят мелкие вещицы, а шишковатые наросты встречаются не очень часто, но привлекают умельцев розовыми и рыжими пятнами. Срез нароста полируют, украшают его инкрустациями из древесины лимонника или других цитрусовых, перламутра или эбенового дерева, добавляя порой серебряные и золотые нити, пли пластинки из кости верблюда. Из туи делают кофейные столики, шкатулки, статуэтки, ящички и сундуки, игрушки и украшения. Лучших в стране краснодеревщиков и мастеров, но изготовлению мозаики из разноцветных кусочков туи вы увидите за работой в мастерских, размещенных в бывших оружейных складах под крепостными стенами Эссуэйры.

МАРКЕТРИ.

Так называют инкрустации и мозаику из разноцветных кусочков дерева. Резчики по дереву из Эссуэйры славились уже в античные времена, и до сих нор город остается столицей обработки древесины туи. Но обычаю, особенно тонкие операции выполняют мужчины: мастер и придумывает изделие, и делает его, и украшает, а женщинам и детям доверяют лишь полировку.
Интересно: на некоторых деревьях, в частности па туе, встречаются наросты, очень ценимые краснодеревщиками за цветные прожилки и интересные пятна на срезе.

Бывшая мела.

Добившись процветания в 18 и 19 вв., еврейская община Эссуэйры занимала важное место в городской экономике, особенно славились еврейские ювелиры.
В бывшем еврейском квартале евреи больше не живут.
но принадлежавшие деловым людям дома на улице Дарб Лаалудж сохранились, теперь и них лавки.
В отличие от мусульманских жилищ, на фасадах еврейских домов устроены балконы, а также окна и сами дома обращены к улице, на балках встречаются надписи еврейскими буквами.

Церковь Нотр-Дам.

Католическая церковь стоит за стенами медины по дороге на пляж. Это один из немногих в стране христианских храмов, где по воскресеньям колокол созывает верующих на мессу - она начинается в 10 ч утра. Отделка и скамьи внутри в основном из древесины туи. Богослужения в храме идут переменно на одном из четырех языков: французском, английском, нидерландском или немецком.

Пляж.

Пляж в городе потрясающий – его протяженность 6 км. Город и пляж оценили любители виндсерфинга, и многочисленные туристы из Европы. Виндсерферы – в 80-90 годах XX века – за самую высокую на побережье волну и приятный и постоянный ветерок, ежегодные международные соревнования. Европейцы – за чистоту и красоту здешних мест, за дома в мавританском стиле, а также за чудесную медину, наполненную самыми разными товарами: картинами, изделиями из туи, серебром, национальными нарядами и уникальными предметами мебели ручной работы! В старину город слыл пиратским городом, был пристанищем для многих, промышлявших в водах Атлантического океана…

В устье вади Ксоб - на дальнем конце пляжа - видны руины оборонительных укреплений, построенных султаном. Сиди Мухаммедом. И хотя они сильно разрушились, все же можно определить, что стены укреплений были очень толстые.
Если пойти против течения вдоль русла вади и миновать полуразрушенный мост, то можно выйти к деревне Диабат.

Если Вы хотите увидеть образец цивилизованного арабского города, то Вам точно необходимо посетить Эссуэйру!

Вы можете остановиться в гостиницах, которые называются «риады» - это прекрасная альтернатива привычным отелям. Это гостиницы-бутики, которые принадлежат марокканским семьям. Они могут быть расположены как внутри медины, прямо в ее стенах, так и за пределами города. На виллах поддерживают потрясающую атмосферу гостеприимства, каждый номер не похож на другой – дизайн, неповторимый марокканский стиль… Прекрасные повара смогут удивить вас блюдами не только марокканской кухни.

Живописцы Эссуэйры.

Эссуэйра не так давно приютила содружество живописцев, на которое навесили ярлык «вольных живописцев». Красочные простодушные «племенные» творения рождались из мифологии, истории арабов и бербев и вырастали из африканских корней марокканской народной культуры. Художники-самоучки не только писали красками, но и резали по дереву, ходили в море и строили дома, но, главное, очень любили родной город. Завитушки-арабески, геометрические узоры, гравирование пунктиром украшают созданный ими поэтический мир, густо населенный зверями и людьми.

Мохамед Табаль.

Самый признанный художник эссуэйрской группы - Табаль, черпает вдохновение в наследии Гнауа, богатом ритуалами, связанными с духовной одержимостью и впадением в транс. Полотна Табаля - это пестрота пятен, лишь приглядевшись, глаз замечает мелкие подробности - наивные, но насыщенные символикой.